Педагогические факторы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф.В. Шарипов Качество профессионального
образования на современном этапе развития рыночной экономики
характеризуется повышением требований к
специалистам и руководителям всех уровней управления, выступает наряду со стоимостью образовательных услуг главным
конкурентным преимуществом высших учебных заведений. В
профессиональном учебном заведении качество подготовки специалистов
характеризуется, прежде всего, уровнем образованности, воспитанности и развития
личности каждого выпускника. То есть оно по существу выражает результат образовательного процесса. Результат (качество продукта) любого организованного
социального процесса (деятельности) зависит от его субъектов, целей и мотивов
их деятельности, параметров объекта (предмета) и средств, адекватных им
действий и операций (технологии), а также от условий и ресурсов. Следовательно, при анализе качества образовательного
процесса необходимо выделить и оценить следующие факторы: ·
субъекты
образования; мотивы и качество их деятельности; ·
цели
образования; ·
содержание
образования; ·
образовательные
технологии; ·
материально-техническая
база учебного заведения; информационные и финансовые ресурсы. 1. Субъектами образовательного процесса выступают, прежде всего,
преподаватели и студенты. Их совместная деятельность, направленная на
усвоение студентами учебного материала (предмета), на воспитание и развитие
личности каждого обучаемого, выражает сущность образовательного процесса. Ключевой фигурой, обеспечивающей высокое (или низкое) качество
образования в учебном заведении, является преподаватель, точнее педагогический
коллектив в целом. В этом плане большое значение имеет уровень научной
квалификации (компетентности в области преподаваемой дисциплины) и
педагогического мастерства преподавателей. Поэтому важно активизировать
научно-методическую работу в каждом учебном заведении, организовать постоянно
действующие методические семинары, обеспечить преподавателей соответствующей
литературой, в том числе по психологии и педагогике, изучать и обобщать
передовой педагогический опыт, осваивать
и внедрять новые педагогические технологии и т.д. К сожалению, в настоящее
время из-за низкой заработной платы (тарифных ставок) многие преподаватели
озабочены не качеством, а количеством своего труда (учебной нагрузкой). Другим главным субъектом
образовательного процесса являются студенты. Главными показателями качества учебно-познавательной деятельности
студентов является уровень их образованности и воспитанности. Для оценки (и
самооценки) уровня воспитанности и развитости личности студента нами определен
перечень соответствующих качеств. Сюда относятся: направленность и
нравственные качества, интеллектуальные,
коммуникативные и организаторские
качества, черты характера и способности, состояние физического и
психологического здоровья . 2.Цели и содержание профессионального образования. При оценке
качества целей профессионального образования необходимо учитывать такие
характеристики как: - иерархичность
целей;
- личностно-деятельная
направленность целей;
- единство
обучения, воспитания и развития студентов;
- диагностичность
целей (возможность измерения и оценки результатов образования);
- их
реализуемость (осуществимость целей с учетом сроков обучения и имеющихся
ресурсов).
Следует отметить слабую
разработанность проблемы определения целей образования в педагогической теории
и практике. Даже в ГОС СПО цели образования включают лишь требования к знаниям
и умениям выпускников; в этих документах не отражаются задачи воспитания и
развития студентов. Такая тенденция имеет место на всех уровнях управления
образовательным процессом. Как же
определить цели профессионального образования? В «Концепции модернизации
Российского образования на период до 2010 года» цель профессионального
образования сформулирована следующим образом: «Основная цель профессионального
образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и
профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,
свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях
деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне
мировых стандартов, готового к профессиональному росту, специальной и
профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получение
соответствующего образования». При проектировании целей профессионального образования необходимо
опираться на личностно-деятельностный подход, предполагающий, что формирование
и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной
деятельности. Личностно-деятельностная направленность профессионального
образования имеет важное методологическое и практическое значение и позволяет
более четко определить цели педагогического процесса. Как отмечает академик РАО А.М. Новиков (Профессиональное
образование в России: Основные направления и векторы развития. -М., 1997 г.)
российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное
время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной
образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и у студентов
прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется –
от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование
способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в
том числе к творческому профессиональному труду. Знания же из основной цели
образования превращаются в средство развития личности обучающихся. В новых общественно-социальных
условиях между общим и профессиональным образованием возник мощный слой
образовательных компонентов, необходимых сегодня в любой трудовой деятельности
и получивших название «базисных квалификаций». Сюда относятся базовые (ключевые) компетентности, которыми должен
владеть каждый специалист независимо от специальности: - умение и способности заниматься самообразованием;
- информационно-компьютерная компетентность (умение
организовывать и поддерживать файлы, умение интерпретировать и передавать информацию,
использовать систему Интернет и т.д.)
- креативная компетентность (способность к
творческому мышлению, способность ставить и решать нестандартные задачи
способность предвидения);
- коммуникативная компетентность (внимательность и
интерес к людям, способность устанавливать и поддерживать нормальные
взаимоотношения с людьми, вести с ними деловое и неформальное общение,
понимание психологического состояния собеседника и адекватная реакция на
него, умение изучать и учитывать в
коммуникации социально-психологические особенности людей, умение слушать,
умение подготовить и провести деловые беседы, переговоры, совещания и
дискуссии, деловые письма и т.д.)
Имеет место
конкуренция на рынке труда. Специалист может претендовать на рабочее место,
если он по уровню профессиональной компетентности, деловых и личностных качеств
соответствует предъявленным требованиям. Сегодня недостаточно иметь диплом о
профессиональном образовании. Дипломированных специалистов много, но мало
высококвалифицированных, творчески мыслящих, способных решать новые,
нестандартные задачи. Как известно, содержание
образования отражается в Государственном образовательном стандарте
соответствующего уровня профессионального образования (по специальности), в
учебных планах и программах, в учебниках и других носителях информации.
Следовательно, от них и зависит качество содержания образования. Существенным недостатком
содержания образования является его
дифференцированность: за 3-4 года обучения студенты обязаны изучать и усвоить
свыше 30 дисциплин, сдавать большое количество зачетов и экзаменов (по
отдельным дисциплинам два раза). При такой раздробленности содержания
образования о качестве знаний и умений, о профессиональной компетентности
молодых специалистов можно рассуждать весьма относительно. Выход из такого
положения видится в интеграции родственных дисциплин, в особенности
общепрофессионального, экономического и специального циклов. Критерием их
объединения может выступать вид профессиональной деятельности выпускника
(специализация). Кроме того, целесообразно учитывать мнение потребителей, то
есть работодателей, их требования к качеству подготовки специалистов. Для этого
требуется более тесная связь учебного заведения с предприятиями, куда поступают
на работу его выпускники. 3. Образовательные технологии. Технология
образования – это способ реализации его содержания, предусмотренного учебными
программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую
наиболее эффективное достижение образовательных целей. Комплексный показатель
качества образовательной технологии может быть разделен на ряд компонентов и
три уровня качества: Первый уровень соответствует традиционному уровню качества профессионального
образования и обеспечивается учебно-методическим комплексом (УМК), включающим
учебную программу, конспект лекций и учебник. В обучении используются
простейшие средства (речь преподавателя, доска, плакаты); очень много времени
уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом. Второй уровень обеспечивается новым УМК, включающим рабочую
программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по
подготовке и проведению занятий, аудио и видеокассеты, тесты и контрольные
задания. В процессе обучения используются современные технические средства:
компьютер, электронная почта, телевидение, видеомагнитофон. Третий уровень обеспечивается использованием новейших
мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует
второму уровню, но методический комплекс представлен на электронных носителях.
В процессе обучения применяются современные технические средства (компьютер, электронная почта, Интернет) и
мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и
активные методы обучения, компьютер, действия преподавателей и студентов. При интегральной оценке качества образовательных технологий
целесообразно учитывать такие показатели, как: наличие и качество обычных и
электронных учебников, наличие и качество лабораторного оборудования,
компьютерных классов, уровень качества УМК. Несмотря на определенные
достижения педагогической науки и практики в разработке более эффективных
образовательных технологий, таких как информационно-компьютерных, игровых, проблемно-эвристических,
модульно-концентрированных и др., в преподавании учебных дисциплин основными
методами обучения остаются устное изложение материала преподавателем с
применением средств наглядности и самостоятельная работа студента с учебной
литературой. В результате знания студентов часто бывают поверхностными, быстро
забываются. Внедрение новых технологий
приведет не только к повышению эффективности педагогического труда, но и будет
способствовать мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. При этом акцент переносится с преподавания
готовых знаний на самостоятельную работу самих студентов по добыванию новых
знаний и их использование при решении соответствующих, постепенно усложняющихся
задач (проблем) . Обеспечение качества
образовательной технологии связано также с воспитательной работой со
студентами. При ее оценке целесообразно учитывать следующие показатели и
факторы: ·
уровень (высокий, средний, или низкий)
сформированности личностных качеств (с соответствием с их перечнем); ·
насколько учитываются индивидуальные особенности
студентов (их интересы, способности, уровень умственного развития и т.д.); ·
состояние здоровья студентов; ·
качество воспитательной работы со студентами, в
том числе кураторства; ·
насколько развито студенческое самоуправление; ·
каково состояние учебной дисциплины,
посещаемости занятий; ·
проводятся ли соревнования между группами; ·
состояние психологического климата в
студенческом коллективе, в т ом числе отношения студентов друг к другу, к преподавателям, к учебе и т.д. 4. Материально – техническая база учебного заведения. Она
характеризуется совокупностью показателей, обеспечивающих условия для
образовательного процесса: объем площадей и их структура по форме
собственности, мебель и инженерное оборудование офисных помещений и аудиторий,
библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей.
Большое значение имеет уровень информации и технических средств обучения. Использование технических средств при изучении
дисциплины в отсутствии преподавателя (компьютер с выходом в Интернет, комплект
СД-дисков, электронный сайт) развивает самостоятельность студентов,
способствует их саморазвитию, позволяет выбирать индивидуальную траекторию при
освоении курса. Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов является
модернизация материально-технической базы всех уровней профессионального
образования. При этом целесообразно реализовать следующую инновационную
финансовую политику в сфере образования: ·
обеспечение финансово-экономической самостоятельности
учебных заведений; ·
законодательное разрешение различных форм
организации и
финансирования учебных заведений
(многоучредительство, участие в бизнес – сообществах, сочетание образовательных
и иных услуг); ·
введение системы налоговых льгот для спонсоров и
инвесторов; ·
частно – государственное партнерство в области
образовательного
кредитования. Учитывая сложность и значимость решения рассматриваемой проблемы, в
каждом учебном заведении необходимо создать систему менеджмента качества
образования. Цель создания системы
менеджмента качества образования – последовательное повышение эффективности
деятельности всех подразделений, преподавателей, сотрудников и студентов. При
этом необходимо решить следующие задачи: ·
последовательное
совершенствование всех компонентов образовательного процесса:
содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания
студентов; ·
определение
и использование количественных и
качественных показателей качества учебно-воспитательного процесса; ·
разработка
и внедрение процедуры
систематического внутреннего
контроля (мониторинга) качества образовательного процесса; ·
более
полное использование
управленческого и научно-педагогического потенциала
руководителей, преподавателей и сотрудников; систематическое повышение
их квалификации; ·
рациональное использование ресурсов; обеспечение
образовательного процесса учебно-методическими комплексами;
· разработка
и внедрение новых
образовательных технологий: информационно-компьютерной,
дистанционной, игровой, информационно-проблемной и т.д. ·
выявление слабых сторон и недостатков
образовательного процесса и определение путей их устранения. Авторская справка. Шарипов Фанис Вагизович,
доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного
технического университета, директор Уфимского техникума предпринимательства и
права, почетный работник высшей школы Российской Федерации, академик Академии
профессионального образования России и Международной академии наук педагогического
образования.
|