Четверг, 25.04.2024, 22:52 | RSS

Поиск
Чат
Чтобы добавить сообщение, необходимо авторизоваться.
Выбор языка


Календарь
Праздники сегодня
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 163
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогические факторы


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.В. Шарипов

Качество профессионального образования на современном этапе развития рыночной экономики характеризуется  повышением требований к специалистам и руководителям всех уровней управления, выступает наряду  со стоимостью образовательных услуг главным конкурентным преимуществом высших учебных заведений. В профессиональном учебном заведении качество подготовки специалистов характеризуется, прежде всего, уровнем образованности, воспитанности и развития личности каждого выпускника. То есть оно по существу выражает результат  образовательного процесса. Результат (качество продукта) любого организованного социального процесса (деятельности) зависит от его субъектов, целей и мотивов их деятельности, параметров объекта (предмета) и средств, адекватных им действий и операций (технологии), а также от условий и ресурсов.

Следовательно, при анализе качества образовательного процесса необходимо выделить и оценить следующие факторы:

·         субъекты образования; мотивы и качество их деятельности;
·         цели образования;
·         содержание образования;
·         образовательные технологии;
·         материально-техническая база учебного заведения; информационные и финансовые ресурсы. 

1. Субъектами образовательного процесса выступают, прежде всего, преподаватели и студенты. Их совместная деятельность, направленная на усвоение студентами учебного материала (предмета), на воспитание и развитие личности каждого обучаемого, выражает сущность образовательного процесса.

Ключевой фигурой, обеспечивающей высокое (или низкое) качество образования в учебном заведении, является преподаватель, точнее педагогический коллектив в целом. В этом плане большое значение имеет уровень научной квалификации (компетентности в области преподаваемой дисциплины) и педагогического мастерства преподавателей. Поэтому важно активизировать научно-методическую работу в каждом учебном заведении, организовать постоянно действующие методические семинары, обеспечить преподавателей соответствующей литературой, в том числе по психологии и педагогике, изучать и обобщать передовой педагогический опыт, осваивать  и внедрять новые педагогические технологии и т.д.

К сожалению, в настоящее время из-за низкой заработной платы (тарифных ставок) многие преподаватели озабочены не качеством, а количеством своего труда (учебной нагрузкой).

Другим главным субъектом образовательного процесса являются студенты. Главными показателями качества учебно-познавательной деятельности студентов является уровень их образованности и воспитанности. Для оценки (и самооценки) уровня воспитанности и развитости личности студента нами определен перечень соответствующих качеств. Сюда относятся: направленность и нравственные качества, интеллектуальные, коммуникативные и  организаторские качества, черты характера и способности, состояние физического и психологического здоровья .

2.Цели и содержание профессионального образования. При оценке качества целей профессионального образования необходимо учитывать такие характеристики как:

  • иерархичность целей;
  • личностно-деятельная направленность целей;
  • единство обучения, воспитания и развития студентов;
  • диагностичность целей (возможность измерения и оценки результатов образования);
  • их реализуемость (осуществимость целей с учетом сроков обучения и имеющихся ресурсов).

Следует отметить слабую разработанность проблемы определения целей образования в педагогической теории и практике. Даже в ГОС СПО цели  образования включают лишь требования к знаниям и умениям выпускников; в этих документах не отражаются задачи воспитания и развития студентов. Такая тенденция имеет место на всех уровнях управления образовательным процессом.

Как же определить цели профессионального образования?

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» цель профессионального образования сформулирована следующим образом: «Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, специальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получение соответствующего образования».  

При проектировании целей профессионального образования необходимо опираться на личностно-деятельностный подход, предполагающий, что формирование и развитие личности будущего специалиста осуществляется в процессе его активной деятельности. Личностно-деятельностная направленность профессионального образования имеет важное методологическое и практическое значение и позволяет более четко определить цели педагогического процесса.

Как отмечает академик РАО А.М. Новиков (Профессиональное образование в России: Основные направления и векторы развития. -М., 1997 г.) российская (советская) общеобразовательная и профессиональная школы длительное время находились на позициях гностического (знаниевого) подхода: основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся школ и у студентов прочных систематизированных знаний, умений и навыков. Сейчас акцент меняется – от гностического подхода к деятельностному: основная цель образования рассматривается теперь как формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Знания же из основной цели образования превращаются в средство развития личности обучающихся.

В новых общественно-социальных условиях между общим и профессиональным образованием возник мощный слой образовательных компонентов, необходимых сегодня в любой трудовой деятельности и получивших название «базисных квалификаций». Сюда относятся базовые (ключевые) компетентности, которыми должен владеть каждый специалист независимо от специальности:

  • умение и способности заниматься самообразованием; 
  • информационно-компьютерная компетентность (умение организовывать и поддерживать файлы, умение интерпретировать и передавать информацию, использовать систему Интернет и т.д.)   
  • креативная компетентность (способность к творческому мышлению, способность ставить и решать нестандартные задачи способность предвидения);
  • коммуникативная компетентность (внимательность и интерес к людям, способность устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с людьми, вести с ними деловое и неформальное общение, понимание психологического состояния собеседника и адекватная реакция на него,  умение изучать и учитывать в коммуникации социально-психологические особенности людей, умение слушать, умение подготовить и провести деловые беседы, переговоры, совещания и дискуссии, деловые письма и т.д.)

Имеет место конкуренция на рынке труда. Специалист может претендовать на рабочее место, если он по уровню профессиональной компетентности, деловых и личностных качеств соответствует предъявленным требованиям. Сегодня недостаточно иметь диплом о профессиональном образовании. Дипломированных специалистов много, но мало высококвалифицированных, творчески мыслящих, способных решать новые, нестандартные задачи.

Как известно, содержание образования отражается в Государственном образовательном стандарте соответствующего уровня профессионального образования (по специальности), в учебных планах и программах, в учебниках и других носителях информации. Следовательно, от них и зависит качество содержания образования.

Существенным недостатком содержания  образования является его дифференцированность: за 3-4 года обучения студенты обязаны изучать и усвоить свыше 30 дисциплин, сдавать большое количество зачетов и экзаменов (по отдельным дисциплинам два раза). При такой раздробленности содержания образования о качестве знаний и умений, о профессиональной компетентности молодых специалистов можно рассуждать весьма относительно. Выход из такого положения видится в интеграции родственных дисциплин, в особенности общепрофессионального, экономического и специального циклов. Критерием их объединения может выступать вид профессиональной деятельности выпускника (специализация). Кроме того, целесообразно учитывать мнение потребителей, то есть работодателей, их требования к качеству подготовки специалистов. Для этого требуется более тесная связь учебного заведения с предприятиями, куда поступают на работу его выпускники.

  3. Образовательные технологии. Технология образования – это способ реализации его содержания, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение образовательных целей.

Комплексный показатель качества образовательной технологии может быть разделен на ряд компонентов и три уровня качества:

Первый уровень соответствует традиционному уровню качества профессионального образования и обеспечивается учебно-методическим комплексом (УМК), включающим учебную программу, конспект лекций и учебник. В обучении используются простейшие средства (речь преподавателя, доска, плакаты); очень много времени уходит на трудоемкую фиксацию информации студентом.

Второй уровень обеспечивается новым УМК, включающим рабочую программу, комплект базовых учебных пособий, методические рекомендации по подготовке и проведению занятий, аудио и видеокассеты, тесты и контрольные задания. В процессе обучения используются современные технические средства: компьютер, электронная почта, телевидение, видеомагнитофон.

Третий уровень обеспечивается использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий. Содержание УМК в этом случае соответствует второму уровню, но методический комплекс представлен на электронных носителях. В процессе обучения применяются современные технические средства  (компьютер, электронная почта, Интернет) и мультимедийная технология, позволяющая соединить «бумажную технологию» и активные методы обучения, компьютер, действия преподавателей и студентов.

При интегральной оценке качества образовательных технологий целесообразно учитывать такие показатели, как: наличие и качество обычных и электронных учебников, наличие и качество лабораторного оборудования, компьютерных классов, уровень качества УМК.

Несмотря на определенные достижения педагогической науки и практики в разработке более эффективных образовательных технологий, таких как информационно-компьютерных, игровых, проблемно-эвристических, модульно-концентрированных и др., в преподавании учебных дисциплин основными методами обучения остаются устное изложение материала преподавателем с применением средств наглядности и самостоятельная работа студента с учебной литературой. В результате знания студентов часто бывают поверхностными, быстро забываются.

Внедрение новых технологий приведет не только к повышению эффективности педагогического труда, но и будет способствовать мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. При этом акцент переносится с преподавания готовых знаний на самостоятельную работу самих студентов по добыванию новых знаний и их использование при решении соответствующих, постепенно усложняющихся задач (проблем) .

Обеспечение качества образовательной технологии связано также с воспитательной работой со студентами. При ее оценке целесообразно учитывать следующие показатели и факторы:

·         уровень (высокий, средний, или низкий) сформированности личностных качеств (с соответствием с их перечнем); 
·         насколько учитываются индивидуальные особенности студентов (их интересы, способности, уровень умственного развития и т.д.); 
·         состояние здоровья студентов;
·         качество воспитательной работы со студентами, в том числе кураторства;
·         насколько развито студенческое самоуправление;
·         каково состояние учебной дисциплины, посещаемости занятий;
·         проводятся ли соревнования между группами;
·         состояние психологического климата в студенческом коллективе, в т
ом числе отношения студентов  друг к другу, к преподавателям, к учебе и т.д.          

4. Материально – техническая база учебного заведения. Она характеризуется совокупностью показателей, обеспечивающих условия для образовательного процесса: объем площадей и их структура по форме собственности, мебель и инженерное оборудование офисных помещений и аудиторий, библиотечное, информационное и бытовое обслуживание студентов и преподавателей. Большое значение имеет уровень информации и технических средств обучения.  Использование технических средств при изучении дисциплины в отсутствии преподавателя (компьютер с выходом в Интернет, комплект СД-дисков, электронный сайт) развивает самостоятельность студентов, способствует их саморазвитию, позволяет выбирать индивидуальную траекторию при освоении курса.

Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов является модернизация материально-технической базы всех уровней профессионального образования. При этом целесообразно реализовать следующую инновационную финансовую политику в сфере образования:

·         обеспечение финансово-экономической самостоятельности учебных заведений;
·         законодательное разрешение различных форм организации и финансирования учебных заведений (многоучредительство, участие в бизнес – сообществах, сочетание образовательных и иных услуг);
·         введение системы налоговых льгот для спонсоров и инвесторов;
·         частно – государственное партнерство в области образовательного кредитования.

Учитывая сложность и значимость решения рассматриваемой проблемы, в каждом учебном заведении необходимо создать систему менеджмента качества образования.

Цель создания системы менеджмента качества образования – последовательное повышение эффективности деятельности всех подразделений, преподавателей, сотрудников и студентов. При этом необходимо решить следующие задачи:

·         последовательное  совершенствование  всех  компонентов образовательного процесса: содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания студентов;
·         определение   и    использование   количественных   и   качественных показателей качества учебно-воспитательного процесса; 
·         разработка  и  внедрение  процедуры  систематического  внутреннего контроля (мониторинга) качества образовательного процесса; 
·         более   полное   использование управленческого и научно-педагогического   потенциала   руководителей, преподавателей и сотрудников; систематическое повышение их квалификации; 
·         рациональное использование ресурсов; обеспечение образовательного процесса учебно-методическими комплексами; ·       разработка   и   внедрение   новых   образовательных   технологий: информационно-компьютерной, дистанционной, игровой, информационно-проблемной и т.д.
·         выявление слабых сторон и недостатков образовательного процесса и определение путей их устранения. 

Авторская справка.

Шарипов Фанис Вагизович, доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета, директор Уфимского техникума предпринимательства и права, почетный работник высшей школы Российской Федерации, академик Академии профессионального образования России и Международной академии наук педагогического образования.

Бесплатный хостинг uCoz